НЕКРАСОВ И БЛОК

ощущение стихии

В статье «Судьба Аполлона Григорьева» Блок говорит: «Борьба с тёмною силою была для него (Аполлона Григорьева), как для всякого художника (не дилетанта), борьбою с самим собой».

Тёмная сила - это стихия, мировой хаос. Но из этого хаоса рождается гармония.

«На бездонных глубинах духа, где человек перестаёт быть человеком, - катятся звуковые волны, подобные волнам эфира, объемлющим вселенную; там идут ритмические колебания, подобные процессам, образующим горы, ветры, морские течения, растительный и животный  миры».

«Эта глубина духа заслонена явлениями внешнего мира». «Чем больше поднят покров, чем напряжённее приобщение к хаосу, чем труднее рождение звука, - тем более ясную форму стремится он принять, тем  протяжней и гармоничней, тем неотступней преследует он человеческий слух».

Поэт борется с тем хаосом, который он видит за покровами внешнего мира. Но «страшный мир» -  это прежде всего мир души поэта.

Для Блока воплощением силы, организующей мир, спасающей его от распада была музыка, ибо в ней - гармония, в ней - движение, и музыка оправдывает существование хаоса - ибо сама рождается из шума.

 

Говоря о Блоке и Некрасове, можно говорить о чувстве музыки и музыкальности одной и другой эпохи.

Застылость, безжизненность стихов Некрасова, включённых им в сборник «Мечты и звуки» объясняется немузыкальностью эпохи. Вытеснение прозой поэзии, взлёт литературы, наполненной конкретностью, - всё это говорит о  победе шума над музыкой, о победе внешнего над внутренним. Появляется поток «иронической прозы», фельетонов, обличительных стихов.

Эпоха Некрасова - эпоха немоты или стона:

«Этот стон у нас песней зовётся»...

«В столицах шум, гремят витии,

Кипит словесная война,

А там, во глубине России, -

Там вековая тишина».

«Гоголь и многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна; но этот сон кончается, тишина сменяется отдалённым и возрастающим гулом, не похожим на смешанный городской гул».

Этот гул Некрасов чувствовал. Народ - стихия, стихия страшная и непонятная - это Некрасов понял одним из первых.

«У каждого крестьянина

Душа, что туча чёрная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А всё вином кончается».

Но Некрасов почувствовал этот гул как одно из состояний Руси. За гулом народным он почувствовал иную силу, нечто внерациональное и страшное:

«Я лугами иду - ветер свищет в ушах:

Холодно странничек, холодно,

Холодно, родименький, холодно!

Я лесами иду - звери воют в лесах:

Голодно, странничек, голодно,

Голодно, родименький, голодно!

Я хлебами иду - что вы тощи, хлеба?

С холоду, странничек, с холоду,

С голоду, родименький, с голоду!» и т. д.

Это стон не народа, но страны, пространства. Некрасов увидел в России вселенское горе:

«Душно! Без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи,

Чашу вселенского горя

Всю расплещи».

Блок о «Коробейниках» Некрасова: «Одно из самых магических произведений поэта, в котором всегда чувствую буйную вьюгу, разыгравшуюся на русских просторах». Вьюга для Блока - выражение стихии, стихии странной и непонятной, затягивающей поэта и скрывающей всё, как туман. В «Песне судьбы» Блок говорит именно о влекущей, властной стихии, которая страшна. Но стихия приоткрывает музыку: «Не лицо, а всё сердце облилось кровью... Я услыхал тогда волнующую музыку». «Чувство благополучия (музыкальное чувство, этическое на вашем языке) - где оно у вас?» - записывает Блок в дневнике 5 января 1918 года.

Этот вопрос - вопрос о добре и зле, стихии и гармонии, Христе и Антихристе. Из этого вопроса вырастают «Двенадцать».

Из "Записки о «Двенадцати»": «Оттого я не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати», я несколько дней ощущал физически, слухом большой шум вокруг, шум слитой (вероятно, шум от крушения старого мира).

И  шум стихии ощущаем в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тот же слитный шум. И Некрасов, слыша его, не может его понять. (Наверно, оттого и незаконченность поэмы: страх перед этим целым.) Он всё больше чувствует пропасть между народом и собой, между стихией и стихами :

«Я как путник безрассудный,

Пустившийся в далёкий, долгий путь,

Не соразмерив сил с дорогой трудной:

Кругом всё чуждо, негде отдохнуть,

Стоит он бедный средь большой дороги.

Никто его не призрел, не подвёз:

Промчалась тройка, проскрипел обоз -

Всё мимо, мимо!.. Подкосились ноги

И он упал... Тогда к нему толпой

Сойдутся люди - смущены, унылы,

Почтят его ненужною слезой

И подвезут охотно до могилы».

«Угомонись,  моя муза задорная,

Сил нет работать тебе.

Родина милая, Русь святая, просторная

Вновь заплатила судьбе».

«Я настолько же чуждым народу

Умираю, как жить начинал.»

1877 и 1876 годы для Некрасова - годы, когда стремление молчать овладевает им. Он боится слова, освобождающего стихию.

Безнадёжно-глухая вязкость последних стихов Некрасова выражает его усталость больше, чем смысл: «Чёрный день! Как нищий просит хлеба»... - сколько глухоты, немоты в этой строке и какой затягивающий ритм. Отсутствие музыки, глухота эпохи сделали стихию страшной. Хаос ничем не организован.

Страшная параллель между поэтической судьбой Блока и Некрасова: стремление к немоте у Некрасова и чувство распада гармонии у Блока.

Дневник. 4 марта 1918 года: « 9/10 России (того, что мы так называли) действительно уже не существует. Это был большой, давно гнивший; теперь он издох; но он ещё не похоронен; смердит. Толстопузые мещане злобно чтут дорогую память трупа (у меня непроизвольно появляются хореи, значит, может быть, погибну)».

За шумом слышен хаос и беззвучие. «Русский бред» - ватно-глухой, страшный по своей глухоте. И - стих-заклинание:

«…Зачинайся, русский бред…

Древний образ в тёмной раке,

Перед ним - подлец во фраке,

В лентах, звёздах и крестах…

Воз скрипит по колее,

Поп идёт по солее…»

«Так звени стрелой в тумане,

Гневный стих и гневный вздох.

Плач заказан, снов не свяжешь

Бредовым…»

Стихотворение наполнено серой беззвучностью кошмарного сна.

Сны - для Блока прошлое, причём глухое, беззвучное.

«Едва в глубоких снах мне снова

Начнёт былое воскресать».

Почти все стихи Блока 1918- 1921 года - заклятия, заклинание хаоса.

«Яблони сада вырваны,

Дети у женщины взяты,

Песню не взять, не вырвать,

Сладостна боль её».

Август 1920

Заклятие хаоса, распада. И - присутствие распада в стихах.

«Мечи стрелу в ночную мглу!...

Добей врага, гони, лети, скачи!..

Рази, руби, коли, стегай, хлещи!..»

(Хор татар. 1919)

Хаос врывается в стихи. Гул стихии оказался не предчувствием музыки, а торжеством хаоса, распада.