Жанровое своеобразие «Мертвых душ»
Под жанром можно понимать складывающийся тип произведения, которому присущи определенные черты. «Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное»,-писал Л. Н. Толстой о «Мертвых душах». Это произведение воплотило в себе и иронию, и художественную проповедь, и роман, и поэму. Гоголь гармонично соединил черты, присущие разным жанрам.
Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой. На известной обложке первого издания, выполненной по рисунку Гоголя, слово «поэма» доминирует и над названием, и над фамилией автора. Слово "поэма» обозначало во времена Гоголя различные типы произведений.
Поэмой называли «Илиаду» и «Одиссею» Гомера – жанр, который Гоголь считал невосстановимым в послегомеровское время. Тем не менее, некоторые критики считали, что «Мертвые души» написаны по образцу «Илиады» и «Одиссеи». Аналогия со странствиями Одиссея очевидна. Гоголь прибавил к основному названию произведения еще одно –«Похождения Чичикова». Похождения, путешествие, странствия Одиссея и описал Гомер. Так, например, аналогию этих двух произведений можно проследить в эпизоде с Коробочкой, где Чичиков подобен Одиссею, Коробочка – царице Цирцее. «Ах, сударь-батюшка, да у тебя-то, как у борова, вся спина в грязи». Как известно, Цирцея встречает спутников Одиссея и превращает их в настоящих свиней. Кроме того, Одиссей и Чичиков путешествуют, странствуют.
Слово «поэма» вызывало ассоциации и с творением Данте. Эта традиция имела для автора «Мертвых душ» особое значение. В сознании русского общества «Божественная комедия» существовала в то время именно как поэма. Обычно в связи с дантовской традицией указывают на то, что поэма должна была композиционно состоять из трех частей по аналогии с «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Отдельные главы «Мертвых душ» представляют собой круги ада. Сравнивая Россию с адом в первом томе своего произведения, Гоголь дает понять, что Россия должна воспрянуть духом и из Ада пройти в Чистилище, а затем в Рай. «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Россию»,- говорится в известном письме Гоголя к Пушкину. Но спустя некоторое время Гоголь подчеркивает в письме к Погодину, что его произведение не повесть, не роман, а поэма. Вероятно, в стремлении создать современную поэму-трилогию Гоголь мог руководствоваться философским пониманием жанра. Иначе говоря, деление поэмы на три части могло быть подкреплено философской традицией.
Как известно, идея создания подобного произведения Гоголем принадлежала Пушкину. «Большое сочинение», за которое принялся Гоголь, оформлялось, с одной стороны, как плутовской роман. Так, например, центральной фигурой является не герой, а антигерой. Тип плута, авантюриста оказался одним из самых подходящих для той роли, которую отвел Гоголь Чичикову. В романе все лица представлены заранее, до начала их действия. В «Мертвых душах» большинство действующих лиц предстают перед читателем в первой же главе: почти все чиновники города, Чичиков и его спутники. В романе развитие сюжета следует после представления действующих лиц и предполагает необычную завязку. В «Мертвых душах» после экспозиции сообщается об «одном странном свойстве» гостя и предприятии. В романе «замечательное происшествие» затрагивает интересы и требует участия всех действующих лиц. В «Мертвых душах» афера Чичикова неожиданно определила жизнь сотен людей, став на некоторое время в центре внимания города NN. Думается, что в развитии сюжета лежит история развития характера, то есть то изменение, которое в творчестве Гоголя ставит «Мертвые души» на особое место как произведение эпическое.
У Гоголя, как и у Пушкина, повествование ведется о имени автора. Однако в «Евгении Онегине» , как и в «Герое нашего времени», авторское присутствие еще совмещается с авторским участием в действии. В «Мертвых душах» повествование отличается: автор-повествователь не является участником событий, не вступает в отношения с персонажами. Он лишь излагает события, описывает жизнь героев. Таким образом, постоянное присутствие автора делает «Мертвые души» произведением лиро-эпическим. Говоря об эпическом произведении, подразумевается повествование, сосредоточенное на судьбе отдельной личности, на отношении к окружающему миру. Именно образ автора помогает определить характер героев, их мировоззрение. Этот образ создается с помощью лирических отступлений, комментариев тех или иных поступков, мыслей, событий в жизни героев.
Итак, в произведении Гоголя «Мертвые души» видно сочетание многих жанров. Подобное объединение черт придает произведению характер притчи или поучения.