СТИХОСЛОЖЕНИЕ, СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ, СТРОФИКА

силлаба — слог (греч.);

 

силлабическое стихосложение (равное количество слогов в рифмующихся строках):

 

Уме недозрелый, плод недолгой науки! 
Покойся, не понуждай к перу мои руки..

 

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe — слог и tonos — ударение)

 

двусложные и трехсложные

 

стопа (сочетание одного ударного и одного или двух безударных)

 

ямб

Я4: Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид… 

Я2: Играй,/ Адель,/Не знай печали;/ Хариты, Лель/Тебя венчали.

 

хорей

Х4: Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

 

 

трехсложные:

дактиль:

Д4: В полном разгаре страда деревенская.

Доля ты, русская долюшка женская…

Д?—ля—ты—р?—сска—я—д?—лю—шка—ж?—нска—я

`~ ~|`~ ~ |`~ ~|`~ ~

 

 

амфибрахий:

Ам4: Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…

Как—нЫ—не—сби—р?—е—тся—в?—щий—О—л?г

~`~|~`~|~`~|`

 

 

анапест:

Ан3: Что так жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

 

 

 

пиррихий:

Вихри снежные крутя

`~|`~|~~|`

 

 

спондей:

Что ты ржешь, мой конь ретивый,

Что ты шею опустил?

``|``|~`|~

``|`~|~~|`

 

СТРОФА (греч. strophe — поворот)  — группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и рифмы. Граница между строфами обозначена пробелом.

 

Виды строф:

1)     Двустишие

Николай Алексеевич Некрасов

Свобода
Родина мать! по равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!

Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:

В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! не узнаешь ты слез!

С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен;

Хочешь — останешься век мужиком,
Сможешь — под небо взовьешься орлом!

В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,

Знаю, на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,

Так!.. но распутать их легче народу.
Муза! с надеждой приветствуй свободу!

 

Анна Ахматова

Сероглазый король
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

 

2)     Трехстишие

Александр Блок

Она пришла с заката.

Был плащ ее заколот

Цветком нездешних стран.

 

Звала меня куда-то

В бесцельный зимний холод

И в северный туман.

 

И был костер в полночи,

И пламя языками

Лизало небеса.

 

Сияли ярко очи.

И черными змеями

Распуталась коса.

 

И змеи окрутили

Мой ум и дух высокий

Распяли на кресте.

 

И в вихре снежной пыли

Я верен черноокой

Змеиной красоте.

 

3) Четверостишие

Марина Цветаева

Какой-нибудь предок мой был — скрипач,

Наездник и вор при этом.

Не потому ли мой нрав бродяч

И волосы пахнут ветром?

 

Не он ли, смуглый, крадет с арбы

Рукой моей — абрикосы,

Виновник страстной моей судьбы,

Курчавый и горбоносый?

Четверостишия (рифмовка):

1)                Парная: aabb

Развалину башни, жилище орла

Седая скала высоко подняла,

И вся наклонилась над бездной морской,

Как старец под ношей ему дорогой.

(Я.П. Полонский)

2)                Перекрёстная: abab

Танцует тот, кто не танцует,

Ножом по рюмочке стучит,

Гарцует тот, кто не гарцует,—

С трибуны машет и кричит.

(А.С. Кушнер)

3)                Опоясывающая: abba

Отверженное слово «мир»

В начале оскорбленной эры;

Светильник в глубине пещеры

И воздух горных стран — эфир

(О.Э. Мандельштам)

4)                Холостая рифма: aaxa

К нам на утренний рассол

Прибыл аглицкий посол,

А у нас в дому закуски –

Полгорбушки да мосол.

(Л. Филатов, «Про Федота-стрельца»)

 

4)Пятистишие(квинтет)

Марина Цветаева

«Эпилог»

Очарованье своих же обетов,

Жажда любви и незнанье о ней...

Что же осталось от блещущих дней?

Новый портрет в галерее портретов,

Новая тень меж теней.

 

Несколько строк из любимых поэтов,

Прелесть опасных, иных ступеней...

Вот и разгадка таинственных дней!

Лишний портрет в галерее портретов,

Лишняя тень меж теней.

Пятистишия:

1)                Танка:

Летел навстречу мокрый снег,
И по равнине Исикари 
Наш поезд мчался сквозь метель.
Я в этом северном просторе
Роман Тургенева читал.

(Исикава Такубоку в переводе В. Марковой)

2)                Русское пятистишие:

В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек...

(Тютчев)

 

5)Шестистишие

А. БЛОК. Её песни

Не в земной темнице душной

Я гублю.

Душу вверь ладье воздушной —

Кораблю.

Ты пойми душой послушной,

Что люблю.

 

Взор твой ясный к выси звездной

Обрати.

И в руке твой меч железный

Опусти.

Сердце с дрожью бесполезной

Укроти.

Вихри снежные над бездной

Закрути.

 

Рукавом моих метелей

Задушу.

Серебром моих веселий

Оглушу.

На воздушной карусели

Закружу.

Пряжей спутанной кудели

Обовью.

Легкой брагой снежных хмелей

Напою.

 

 6) Семистишие

Михаил Лермонтов

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

   Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

   Про день Бородина!»

 

 

7) Восьмистишие

М.Ю. Лермонтов Узник

 

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

 

 

 «День и ночь» Тютчев

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

 

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

 

Октава (восьмистишие): рифмовка — АбАбАбВВ:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

 

8)Десятистишие

О вы, которых ожидает

       Отечество от недр своих

       И видеть таковых желает,

       Каких зовёт от стран чужих,

       О ваши дни благословенны!

       Дерзайте ныне ободренны

       Раченьем вашим показать,

       Что может собственных Платонов

       И быстрых разумов Невтонов

       Российская земля рождать
                                    (
М.В. Ломоносов)

Четырнадцатистишие:

s   Сонет (английский):

Мы урожая ждем от лучших лоз,
Чтоб красота жила, не увядая.
Пусть вянут лепестки созревших роз,
Хранит их память роза молодая.

А ты, в свою влюбленный красоту,
Все лучшие ей отдавая соки,
Обилье превращаешь в нищету, -
Свой злейший враг, бездушный и жестокий.

Ты - украшенье нынешнего дня,
Недолговременной весны глашатай, -
Грядущее в зачатке хороня,
Соединяешь скаредность с растратой.

Жалея мир, земле не предавай
Грядущих лет прекрасный урожай!

Сонет (итальянский):

В собранье песен, верных юной страсти, 
Щемящий отзвук вздохов не угас 
С тех пор, как я ошибся в первый раз, 
Не ведая своей грядущей части. 
У тщетных грез и тщетных мук во власти, 
Мой голос прерывается подчас, 
За что прошу не о прощенье вас, 
Влюбленные, а только об участье. 
 
Ведь то, что надо мной смеялся всяк, 
Не значило, что судьи слишком строги: 
Я вижу нынче сам, что был смешон. 
 
И за былую жажду тщетных благ 
Казню теперь себя, поняв в итоге, 
Что радости мирские - краткий сон. 

(пер. Е. Солоновича)

s   Онегинская строфа: AbAbCCddEffEgg

Мои богини! что вы? где вы? 
Внемлите мой печальный глас: 
Всё те же ль вы? другие ль девы, 
Сменив, не заменили вас? 
Услышу ль вновь я ваши хоры? 
Узрю ли русской Терпсихоры 
Душой исполненный полет? 
Иль взор унылый не найдет 
Знакомых лиц на сцене скучной, 
И, устремив на чуждый свет 
Разочарованный лорнет, 
Веселья зритель равнодушный, 
Безмолвно буду я зевать 
И о былом воспоминать? 

 

Моностих — стихотворение, состоящее из одной строчки, при этом имеющее законченную структуру. У моностиха можно определить размер, жанр и авторское отношение. Например:

Покойся, милый прах, до радостного утра!

(Н.М. Карамзин, из цикла «Эпитафии») 

СУХОЕ ДЕРЕВО

Ветхие ветви висят.

(Алексей Тимохин)

 

О, закрой свои бледные ноги

(В.Я. Брюсов)

 

Ни дня без меня.

(Герман «Бонифаций» Лукомников)

Трёхстишия

s   Терцины:

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

 

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

(Данте в переводе Лозинского)

s   Хокку:

Вот девушка с газельими глазами

Выходит замуж за американца,

Зачем Колумб Америку открыл?

(Н.С. Гумилёв)

Осенняя ночь —

Вдребезги.

Смех и беседа.

(Басё)

 

ВИДЫ РИФМ:

мужская (ударение на последнем слоге);

женская (ударение на предпоследнем слоге);

дактилическая (ударение на слоге третьем от конца);