СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударением - тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие "силлабическое стихосложение" ввел самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века приближенный к царскому двору ученый-монах Симеон Полоцкий. В связи с тем, что основным правилом при написании "виршей" (от лат.versus - стихи) было соблюдение равного количества слогов (невзирая на ударения в словах), применялись т.н. разноударные рифмы со смещением ударения, как например: ле-тит - светит, те-бе - небе... Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Все это привело к тому, что впоследствии слова "вирши" и "виршеписец" приобрели уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского - Ломоносова.

Монаху подобает в келий седети,

Во посте молитися, нищету терпети,

Искушения врагов силно побеждати

И похоти плотския труды умерщвляти...

...Не толико миряне чреву работают,

Елико то монаси поят, насыщают.

Постное избравши житие водити,

На то устремишася, дабы ясти, пити... (Симеон Полоцкий)

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно ударные слоги, на слабых - безударные. Основные метры силлабо-тонического стихосложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение. ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются "чисто-тоническое" стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число ударений, во 2-м также и расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.

НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - русская устная народная поэзия. Различают 3 вида: - говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.), чисто-тонический, с парными рифмами без внутреннего ритма (раешный стих); - речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями. В основе ритма лежит тактовик. - песенный стих ("протяжные" и "частые" песни) - ритм тесно связан с напевом и мелодией.

НАРОДНЫЙ СТИХ - тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни). С народным стихом тесно связана обрядная поэзия (причитания, заговоры, свадебные песни, хороводные песни, колядки и пр.).

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр. МЕТР (греч. metron - мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры РАЗМЕР - способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трехстопный, четырехстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:

Двустопный ямб:

Играй,/ Адель,

Не знай печали;

Хариты, Лель

Тебя венчали... (А.С. Пушкин)

Четырехстопный ямб:

О па/мять сер/дца! Ты /сильней/

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью своей

Меня в стране пленяешь дальной. (К. Н. Батюшков)

Двустопный хорей:

Аты-/баты,

Шли солдаты,

Аты-баты

На базар.. (народн.)

Четырехстопный хорей:

Буря / мглою/ небо/ кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя... (А.С. Пушкин)

Двустопный амфибрахий:

Пусть сосны /и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись спят. (Ф.И. Тютчев)

Трехстопный амфибрахий:

Средь шумно/го бала /случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна,

Твои покрывала черты. (А.К. Толстой)

Трехстопный анапест:

Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу

В стороне /от весе/лых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу -

Все лицо твое вспыхнуло вдруг. (Н.А. Некрасов)

Четырехстопный дактиль:

Утро ту/манное, /утро се/дое,

Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)

Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):

Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,

Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра! (В.Я. Брюсов)

ИКТ (лат.ictus - удар) - ударный слог в стихе. Второе название - арсис. Межиктовый интервал (второе название - тезис) - безударный слог в стихе.

СТОПА - единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где " '- " - ударный слог, а "-" - безударный. Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники). Трехсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трехсложники).

ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха. Cхема "- '- ". Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)

ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема "'- ".

Мчатся тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна. (А.С. Пушкин)

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец) - трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Схема "'- - ".

В рабстве спасенное

Сердце народное -

Золото, золото

Сердце народное! (Н.А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема "-'- - ".

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой , она. (М.Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема " - - '-".

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть. (А. Блок)