СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударением - тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие "силлабическое стихосложение" ввел самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века приближенный к царскому двору ученый-монах Симеон Полоцкий. В связи с тем, что основным правилом при написании "виршей" (от лат.versus - стихи) было соблюдение равного количества слогов (невзирая на ударения в словах), применялись т.н. разноударные рифмы со смещением ударения, как например: ле-тит - светит, те-бе - небе... Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Все это привело к тому, что впоследствии слова "вирши" и "виршеписец" приобрели уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского - Ломоносова.
Монаху подобает в келий седети,
Во посте молитися, нищету терпети,
Искушения врагов силно побеждати
И похоти плотския труды умерщвляти...
...Не толико миряне чреву работают,
Елико то монаси поят, насыщают.
Постное избравши житие водити,
На то устремишася, дабы ясти, пити... (Симеон Полоцкий)
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно ударные слоги, на слабых - безударные. Основные метры силлабо-тонического стихосложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение. ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются "чисто-тоническое" стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число ударений, во 2-м также и расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.
НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - русская устная народная поэзия. Различают 3 вида: - говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.), чисто-тонический, с парными рифмами без внутреннего ритма (раешный стих); - речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями. В основе ритма лежит тактовик. - песенный стих ("протяжные" и "частые" песни) - ритм тесно связан с напевом и мелодией.
НАРОДНЫЙ СТИХ - тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни). С народным стихом тесно связана обрядная поэзия (причитания, заговоры, свадебные песни, хороводные песни, колядки и пр.).
Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр. МЕТР (греч. metron - мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры РАЗМЕР - способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трехстопный, четырехстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:
Двустопный ямб:
Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали... (А.С. Пушкин)
Четырехстопный ямб:
О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной. (К. Н. Батюшков)
Двустопный хорей:
Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар.. (народн.)
Четырехстопный хорей:
Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя... (А.С. Пушкин)
Двустопный амфибрахий:
Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят. (Ф.И. Тютчев)
Трехстопный амфибрахий:
Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты. (А.К. Толстой)
Трехстопный анапест:
Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне /от весе/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Все лицо твое вспыхнуло вдруг. (Н.А. Некрасов)
Четырехстопный дактиль:
Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)
Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):
Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра! (В.Я. Брюсов)
ИКТ (лат.ictus - удар) - ударный слог в стихе. Второе название - арсис. Межиктовый интервал (второе название - тезис) - безударный слог в стихе.
СТОПА - единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где " '- " - ударный слог, а "-" - безударный. Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники). Трехсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трехсложники).
ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха. Cхема "- '- ". Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)
ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема "'- ".
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (А.С. Пушкин)
ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец) - трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Схема "'- - ".
В рабстве спасенное
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное! (Н.А. Некрасов)
АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема "-'- - ".
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она. (М.Ю. Лермонтов)
АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема " - - '-".
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть. (А. Блок)