Мы помещаем текст доклада ученика 10 В класса на Топалеровских чтениях 2020 г.
МАКСИМ КАРМАЗА. Тема души в творчестве Тютчева.
Хотелось бы начать с комментария к стихотворению 1855 года, в котором собраны главные мотивы его поэзии вообще:
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги, –
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духо́в...
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Во-первых, обратим внимание на словосочетание «двойное бытие».
По Тютчеву, душа человека родилась из хаоса, она родственна этому хаосу. В стихотворении «О чём ты воешь, ветр ночной?..» встретится словосочетание «родимый хаос» (у Тютчева душа хранит память о древнем хаосе как родине всего живого: «О, страшных песен сих не пой/ Про древний хаос, про родимый!/ Как жадно мир души ночной/ Внимает повести любимой!»), а первая строфа стихотворения «Тени сизые смесились…» заканчивается так: «Всё во мне, и я во всём!..» (замечу, что эта тема появляется ещё у Державина в его духовной оде «Бог»: «Ничто! — Но ты во
мне сияешь/ Величеством твоих доброт;/ Во мне себя изображаешь,/ Как солнце в малой капле вод». Тютчев в своей стилистике ориентировался на восемнадцатый век). Лирический герой Тютчева чувствует себя частью природы, мира, ощущает, что целый мир – в нём, отождествляет себя со всем миром (в связи со стихом «Всё во мне, и я во всём!..» стоит упомянуть влияние философии Шеллинга, утверждавшего тождество природы и духа, присутствие Творца во всём: Бог растворён в мире, в природе, природа одушевлена, всё в мире содержит в себе Бога).
Однако в стихотворении «Душа хотела б быть звездой…» лирический герой указывает на неосуществимость слияния души с небесным миром, и это тоже важнейшая тема. Душа лирического героя тоскует, «грустит в пыли по небесах» и желает с ними слиться:
Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы легкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..
…
Дыханье каждое Зефира
Взрывает скорбь в ее струнах...
…
О, как тогда с земного круга
Душой к бессмертному летим!
…
Как верим верою живою,
Как сердцу радостно, светло!
Как бы эфирною струею
По жилам небо протекло!
Но, ах! не нам его судили;
Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем. («Проблеск»).
Эта же неосуществимость в стихотворении «Душа хотела б быть звездою…» выражается в сослагательном наклонении. Тютчеву важен не факт преображения души в звезду (факт слияния мы увидим в стихотворении «Тени сизые смесились…»), а процесс переживания желаемого. Результатом процесса становится тоска по идеалу. Мотив тоски души – один из важнейших у Тютчева. Вспомним стихотворение 23 ноября 1865 года:
Нет дня, чтобы душа не ныла,
Не изнывала б о былом,
Искала слов, не находила,
И сохла, сохла с каждым днем, –
Как тот, кто жгучею тоскою
Томился по краю родном
И вдруг узнал бы, что волною
Он схоронен на дне морском.
Итак, душа человека – часть хаоса, бездны (неслучайно лирический герой стихотворения «Тени сизые смесились…» просит сумрак «утишить» душу, усмирить её). Она стремится слиться с целым («беспредельным» — в «О чём ты воешь, ветр ночной?», «бессмертным» — в «Проблеске»; поэтому, кстати, в стихотворении «Тени сизые смесились» такое изобилие слова «всё»: «Всё во мне и я во всём!..», «Всё залей и утиши») — с бездной, родство с которой изначально (вспомним определение души в «О вещая душа моя...» — «жилица двух миров»), и душа это родство чувствует. Любопытно, что бездна в понимании Тютчева – это не только ночное небо. Бездной может быть и море, и с ним сливается душа лирического героя стихотворения «Ты волна моя морская…»:
Нет, в минуту роковую,
Тайной прелестью влеком,
Душу, душу я живую
Схоронил на дне твоем.
В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…»:
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Этот «порыв» слиться с «беспредельным», наверное, обусловлен стремлением преодолеть разлад человеческой личности с миром природы (см. «Певучесть есть в морских волнах…»; нельзя не вспомнить об идее Ф. Шеллинга о «мировой душе», понимаемой как глубинное единство природы и внутреннего мира личности). Но это самоубийственное стремление: ведь слиться с целым можно, только потеряв своё отдельное, неповторимое, индивидуальное «я» («самозабвенье» — способность забыть себя). Как только человеческое «я» смешается с миром, из которого вышло, оно уничтожается. Это самоубийственное стремление вернуться к целому рождает тоску («Час тоски невыразимой!..»), поскольку человек теряет самого себя.
Остановимся на стихах:
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духо́в....
В стихотворении «День и ночь» будет употреблён эпитет «болящая» душа. День в этом стихотворении связан с завесой, с «златотканым покровом». День скрывает от нас бездну, которую раскрывает, «обнажает» ночь («...вот отчего нам ночь страшна!»), день скрывает тот мир, откуда душа родом. И я уже говорил, что душа всё же тоскует по этому миру, желает с ним слиться.
Человек лицом к лицу с бездной, человек лицом к лицу с хаосом — важнейшая ситуация, в которой оказывается человек в тютчевской лирике.
В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла...» Тютчев пишет: «И человек, как сирота бездомный, стоит теперь и немощен и гол, лицом к лицу пред пропастию темной.». Человек одинок, ничтожен и немощен пред бездной, хаосом. Он способен лишь к созерцанию и к самопознанию, происходящему именно ночью. «На самого себя покинут он...в душе своей, как в бездне, погружен.» (из того же стихотворения). В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла…» бездна обнажена не только вне человека, в мирозданье, но и в нём самом. Он погружён в эту бездну души, в которой нет ни «опоры, ни предела». Душа как место человеческого уединения и покоя – тоже важная тема в поэзии Тютчева.
Душа моя — Элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных.
Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..
В стихотворении Тютчева возникает и мотив «памяти души» (душа как хранилище, как вместилище «призраков минувших, лучших дней»).
В стихотворении «Silentium!» создается образ души, обреченной на одиночество и непонимание. В ней целый мир («чувства и мечты», «ключи», «таинственно-волшебные думы»). Лирический герой готов принять полное одиночество, «жить в самом себе», дабы сохранить эту «чистоту», божественную неприкосновенность души (вспомним третью строфу стихотворения «О вещая душа моя…»:
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Здесь важно стремление души слиться с небесным миром (Тютчев после пятидесятых годов – христианин. Отсюда и образ Христа). Важно, что в первой строфе «чувства и мечты» сравниваются со звездами, свет которых озаряет «душевную глубину»; поэтому внутренний мир человека воплощается в таких формах, которые скорее напоминают описание космоса. Важно показать противоречие между богатством внутреннего мира и бедностью форм выражения этого внутреннего мира; речь идёт о «ночной сущности души» (Блок называл Тютчева «самой ночной душой русской поэзии»).
Последнее, что я хотел бы прокомментировать – это стихи:
«Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духо́в...»
Ещё в первом стихе стихотворения «День и ночь» появляется образ духов. Нередко «духи» у Тютчева — это носители некой непостижимой истины. Образ «духов» в поэзии Тютчева часто связан с тайной. В стихотворении «О вещая душа моя...» «пророчески-неясный» сон души сравнивается с «откровением духов» (а ведь ночь – это время пророческих снов, свойственных душе: «Лишь музы девственную душу в пророческих тревожат боги снах!» — из «Видения»; у Тютчева сравнения непонятные: «Брала знакомые листы и чудно так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело...». В стихотворении «О вещая душа моя...» или «Твой сон – пророчески-неясный, как откровение духо́в...» эта непонятность связана с сложностью, с невозможностью выразить душу, внутренний мир человеческий словом. Собственно — об этом «Silentium!».
Лирический герой Тютчева — это носитель божественной тайны, известной лишь ему. Возможно, вся поэзия Тютчева — это некое откровение. Ведь «Silentium!» — это именно откровение лирического героя. И неслучайно «откровение духов» происходит именно ночью — это состояние мироздания, когда «бездна нам обнажена».