<Из статьи П. В.АННЕНКОВА «Характеристики: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой»[1].

 

      Автор «Истории четырех эпох»[2] дал публике еще только описа­ние двух первых эпох своих, именно: «Детство» и «Отрочество», но уже способ создания его достаточно уяснился и может быть оце­нен критикой. Он, разумеется, говорит от себя и про себя, но здесь обыкновенные недостатки формы личного рассказа могли быть отстранены с успехом по существу дела. Автор передает нам дей­ствительное развитие собственного нравственного существа свое­го с той минуты, когда мысль, как синий огонек разгорающегося газового проводника, едва-едва теплится, не освещая еще вокруг себя ничего, до тех пор, пока с развитием организма она всё более и более крепнет и начинает ярко озарять предметы и лица. Само собой разумеется, что строгость психического наблюдения, необ­ходимого при этом, уже должна была исключить произвол, удаль­ство в приемах и игру с предметом описания. Рассказы г. Л. Н. Т. имеют строгое выражение, и отсюда тайна впечатления, произво­димого ими на читателя. С необычайным вниманием следит он за нарождающимися впечатлениями сперва ребенка, а потом отрока, и каждое слово его проникнуто уважением как к задаче, принятой им на себя, так и к возрасту, который столько же имеет неразре­шенных вопросов, нравственных падений и переворотов, сколько и всякий другой возраст. Всё это не могло остаться без последствий. Полнота выражения в лицах и предметах, глубокие психиче­ские разъяснения и, наконец, картина нравов известного свет­ского и строго приличного круга, картина, написанная такой тонкой кистью, какой мы давно не видели у себя при описании выс­шего общества, были плодом серьезного понимания автором свое­го предмета. Вместе с тем изображение первых колебаний воли, сознания, мыслей у ребенка, благодаря тому же качеству, возвы­шается у автора до истории всех детей известного места и извест­ной эпохи, и как история, написанная поэтом, она уже заключает, рядом с поводами к эстетическому наслаждению, и обильную пищу для всякого мыслящего человека.

       Замечательная деятельность мысли была уже необходима, разумеется, автору для представления молодого существа, жизнь которого есть только развитие идей, в чем, между прочим, дети сходятся со многими писателями — разница только в значении и в качестве идей. Но при участии мысли в создании — первый вопрос, представляющийся обсуждению, всегда один: как проявляется мысль у автора? Повествование г. Л. Н. Т. имеет многие существенные качества исследования, не имея ни малейших внеш­них признаков его и оставаясь по преимуществу произведением изящной словесности. Искусство здесь находится в дружном от­ношении к мысли, постоянно присутствующей в рассказе, и ука­зать способ, каким образом совершилось это примирение,— зна­чит подтвердить живым примером основные положения нашей статьи.

       Прежде всего должно заметить, что автор всегда держится первого жизненного условия всякого художественного повество­вания: он не пытается извлечь из предмета описания то, чего он дать не может, и поэтому не отступает ни на шаг от простого психического исследования его. Нет признаков противоэстетического смешения целей в рассказах г. Л. Н. Т.— ничего не приносит он им извне, заготовленного другими, так же как отстраняет от них влияние каких-либо любимых идей, почерпнутых в особенном представлении общества и человека, более или менее благородном,  более или менее имею­щем похвальную цель. Он избег этих пятен современной литера­туры: оттого и содержание произведений его имеет здоровый вид, убедительность и ясность почти физических предметов. Он зорко смотрит на себя и вокруг себя, и мысль его в обоих случаях уст­ремлена только на то, чтоб показать сущность характеров и про­исшествий за внешними подробностями, затемняющими их значе­ние для менее проницательных глаз. Когда достигает он пояснения их их же природными свойствами, он останавливается, не забо­тясь, какой вид они начинают принимать после того: работа его кончилась, и это мы называем художнической работой.

Затем любопытно посмотреть на самое приложение его психи­ческого анализа к делу. Едва вспоминает он какое-либо детское ощущение, какую-либо раннюю попытку ребяческой мысли, как в то же время представляется ему давление этой мысли на самый характер молодого человека и цепь случаев, происшествий, вызван­ных ею; другими словами, он облекает ее в форму искусства, дает ей плоть и настоящее бытие в области изящного. В каком верном от­ношении находятся эти результаты с первым поводом, родившим их, читатель может убедиться сам в рассказах г. Л. Н. Т. Редкие писате­ли так логически последовательны, так строго верны своим идеям и редкие так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как г. Л. Н. Т. Всё это показывает, во-первых, истинное понимание сущ­ности автобиографии, а во-вторых, глубокое его познание самой природы того возраста, которого он сделался историком. При этом живом, художественном объяснении детства есть одна черта у автора,  которая показывает его способность понимания предметов чисто поэтически, именно: он верует в жизненное действие организма и с настоящим чувством поэта уловляет ту минуту, когда природа сама по себе, без всякого пособия со стороны, дает искру мысли, первый признак чувства и первую наклонность. Он следит потом за ходом их во всем их извилистом полете через множество ощущений и случаев, которые они окрашивают своим цветом. Как поступает автор в отношении самого себя, своей внутренней истории, так по­ступает он и в отношении внешней обстановки, где судьба опреде­лила ему находиться. Он не обсуждает тот круг, куда был поставлен и который, не очень глубоко и серьезно понимая вещи, бережет только внешний вид достоинства и благородства: он его описывает. Круг этот служит рамой для г. Л. Н. Т., где вращается повествование его о странствиях детской мысли, беспрестанно возникающей по за­кону собственной производительности. Отношения между кругом и юным наблюдением, старающимся разгадать его и испытываю­щим на себе его влияние, составляют хронику, исполненную занимательности, перипетий и катастроф, которые, к удивлению чита­теля, оковывают его внимание, как перипетии и катастрофы драма­тических героев. И таким образом из представления параллельно­го хода жизненных явлений и психических движений образуется у него рассказ, исполненный мысли и вполне художественный.

Само собой разумеется, что если таково общее впечатление его рассказов, то и все подробности их отличаются тем же характером.  У повествователя нашего уже почти нет малозначитель­ных внешних признаков для лица, ничтожных подробностей для события. Наоборот, каждая черта в тех и других доведена до зна­чения, иногда до разумности, смеем выразиться, поражающей да­же и такие глаза, которые от привычки к темноте мало способны к различению предметов. Отсюда рождается замечательная выпук­лость как лиц, так и происшествий. Автор доводит читателя не­ослабной проверкой всего встречающегося ему до убеждения, что в одном жесте, в незначительной привычке, в необдуманном слове человека скрывается иногда душа его и что они часто определяют характер лица так же верно и несомненно, как самые яркие, оче­видные поступки его. Обе части рассказа наполнены подобными изображениями роли второстепенных и третьестепенных признаков в жизни человека, но особенно выказалось это присутствие мысли, наполняющей содержанием всё, до чего она коснулась, в главах второго рассказа — «Отрочество». В одной из них, например, автор рисует способ держаться двух подруг, Любоньки и Катеньки, и, не говоря ни слова о разности их характеров, открывает нравственную сущность обеих девушек — в манере ходить, носить голо­ву, складывать руки, говорить с людьми и смотреть на подходя­щего, — возвышая таким образом незначительные внешние признаки до верных, глубоких психических свидетельств. Происшествия в рассказе имеют точно такое же значение: везде это перевод мысли на дело, на существенность. Каждая дробная часть душевной, нравственной жизни отражается у автора в таком же дробном мелком, но грациозном и верном случае. Истина обоих, как первого повода, так и результата, особенно подтверждается тем, что в рассказе г. Л.Н.Т. нет признака анахронизмов или хронологического смешения происшествий. Впечатления и события детства простее, наивнее, грациознее впечатлений и событий отрочества, которые становятся сложнее, запутаннее, рассудочнее и потому драматичнее. Вот почему мысль и оболочка ее в области искусства, то есть характеры, образ и события, слиты у автора и представляют одно целое, действующее сильно и благодетельно на читателя.

Мы восставали против авторского вмешательства вообще в рас­сказ, но, конечно, подобное изложение двух первоначальных эпох жизни не могло быть сделано иначе как возмужалой рукой, кото­рая везде и проглядывает. Вмешательство автора тут, однако же, отходит в общую систему, которая, как можно заметить, присутст­вовала при сочинении рассказов. Оно допущено как пояснение того, что смутно лежит в представлении ребенка, но что уже ле­жит в нем несомненно. Автор делается только толмачом детских впечатлений. Так, буря на дороге, во втором рассказе, столь пре­восходно описанная г. Л. Н. Т., конечно, не так полно и подробно могла отразиться в воображении ребенка, но она отразилась в нем целиком, грудой, уже заключавшей все подробности, улов­ленные и определенные впоследствии. Возмужалый автор только их развил, извлек из темного представления для ясной, поэтиче­ской картины и ею пояснил себе то, что в первые годы только чув­ствовал. Таково и везде его вмешательство.

       Оставляем некоторые критические замечания до полного вы­хода произведения г. Л. Н. Т., но скажем теперь же, что если послед­ние две части его рассказа, которых ожидаем с нетерпением, будут наделены такой же дельной мыслию и таким же изложением мно­горазличных ее проявлений в жизни, то мы можем теперь же поздра­вить себя с замечательным литературным явлением. Конечно, по­следующая работа автора гораздо труднее, чем та, которую он уже представил публике: детство и отрочество имеют в самом себе мно­го такого, что подкупает и привлекает читателя: эпохи юношества и возмужалости уже требуют изображения характера, который по сущности своей, по своим стремлениям и даже по своим падениям достоин был бы усилий и изысканной мысли. Тут предстоит опас­ность — встретить разноречивые мнения о человеке, чего вполне может избегнуть эпоха детства, имеющая в себе и полное свое оправ­дание. Не будем, однако же, загадывать наперед, а скорее полагать­ся на природную силу таланта в авторе, которую он особенно пока­зал в сфере искреннего и глубокого разъяснения душевных оттен­ков. Судя даже по тому, что теперь имеем от него, мы уже с полным убеждением причисляем г. Л. Н. Т. к лучшим нашим рассказчикам и ставим его имя наряду с именами гг. Гончарова, Григоровича, Писемского и Тургенева, именами, которые, конечно, останутся в памяти читателей и на страницах истории русской словесности и будут почтены добрым словом как там, так и здесь.

 

 

[1] Анненков Павел Васильевич (1813 или 1812 – 1887) – критик, прозаик, мемуарист. Учился в Петербургском горном институте, потом – на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Был близок с Белинским, Гоголем, Тургеневым, о которых оставил воспоминания. Автор исследований о Пушкине, издатель его собрания сочинений (тт.1—7, 1855-1857 гг.). См. о нем подробнее Русские писатели. Т.1. М., 1989. Статья напечатана впервые: «Современник», 1855. № 1. Печатаем по: П.В. Анненков. Критические очерки. СПб., 2000.

[2] Первоначально Л. Толстой задумал цикл повестей под заглавием «Четыре эпохи развития», но написаны были только три; третья повесть («Юность») появилась в 1857 г.