Е. С.

Архитектура в поэзии Мандельштама

 

Помещаем давнюю работу нашей выпускницы:

  1. Вступление:

Гоголь. «Об архитектуре нынешнего времени»:

«Художник выше и выше стремился вознести создание свое к небу, к нему одному рвался и перед ним, почти в виду его, благоговейно поднимал молящую свою руку. Здание его летело к небу; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; прозрачный почти кружевной шпиц, как дым, сквозил над ними, и величественный храм так бывал велик перед обыкновенными жилищами людей, как велики требования души нашей перед требованиями тела. <…> В ней [форме] всё соединено вместе: этот стройно и высоко возносящийся над головою лес сводов, <…> эта легкая паутина резьбы…»

 

  1. Предтечи и акмеизм Мандельштама:
  • Акмеизм — акме — анаграмма слова «камень»; акмеизм — «это стремление вернуться к источнику земных ценностей».
  • Первый сборник Мандельштама — «Камень» (стихи 1908-1914 гг.), второй сборник должен был называться «Второй камень», но был назван «Tristia»; эти два сборника — основные для нашей темы.
  • Готика:

   а) архитектурное направление с XII по XVI в. в Европе; характеризуется устремлением зданий ввысь, выраженным гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом;

Гоголь: «Искусство сообщать тяжелой массе здания роскошь украшений и легкость»;

   б) общее стремление готики и акмеизма — «разбудить тяжесть», победить материю;  «Акмеизм — для тех, кто, обуянный духом строительства, не отказывается малодушно от своей тяжести, а радостно принимает ее, чтобы разбудить и использовать архитектурно спящие в ней силы»  («Утро акмеизма»);

   в) готика — торжество динамики: «Но разве готика не торжество динамики?» («Франсуа Виллон»); «Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нем потенциально способность динамики — как бы попросился в «крестовый свод» — участвовать в радостном взаимодействии себе подобных» («Утро акмеизма»);

   г) готика и литература, Франсуа Вийон, «физиология готики»: «Физиология готики <…> заменила Виллону мировоззрение и с избытком вознаградила его за отсутствие традиционной связи с прошлым»; строфа Вийона — «это не анемичный полет на восковых крылышках бессмертия, но архитектурно обоснованное восхождение, соответственно ярусам готического собора»;

   д) готическая мысль гения, архитектор + поэт: «или Чаадаев устал? Или его готическая мысль смирилась и перестала возносить к небу свои стрельчатые башни?» («Петр Чаадаев»);

Гоголь: «Но какое множество есть разбросанных на всем намеков, могущих зародить совершенно необыкновенную живую идею в голове архитектора, если только этот архитектор — творец и поэт»;

   е) французские символисты XIX века и готика: «XIX век французской поэзии черпал свою силу из той же национальной сокровищницы — готики» (на Мандельштама очень повлиял Верлен).

  • Искусство классицизма (XVII век Европа, XVIII — Россия) — торжество конструкции над материалом.
  • Тютчев — про камень, который с горы скатился и лег в долину («иль был низвергнут мыслящей рукой»).
  1. Основные образы и принципы:
  • тема острого камня, стрелы, ребра:

   Здравствуй, мой давний бред, —

   Башни стрельчатой рост.

                     («Я ненавижу свет…»)

   … твердыня Notre Dame,

   Я изучал твои чудовищные ребра.

                      («Notre Dame»)

  • тема пустого неба, пронзаемого стрелой готического собора:

   Неба пустую грудь

   Тонкой иглою рань.

                       («Я ненавижу свет…»)

+ тема пустого, мертвого неба вообще в поэзии Мандельштама:

   Я вижу месяц бездыханный

   И небо мертвенней холста;

   Твой мир, болезненный и странный,

   Я принимаю, пустота!

                        («Слух четкий парус напрягает…»)

  • мотив кружева, паутины, резьбы:

   Кружевом, камень, будь

   И паутиной стань.

                         («Я ненавижу свет…»)

+ мотив узора, кружева вообще в творчестве Мандельштама:

   На темном небе, как узор,

   Деревья траурные вышиты.

  • сравнение собора с лесом:

   Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

   Души готической рассудочная пропасть.

                         («Notre Dame»)

+ мотив леса вообще в творчестве Мандельштама: «Среди немолчного напева глубокой тишины лесной» («Звук осторожный и глухой…»);

+ Гоголь: «В готической архитектуре более всего заметен отпечаток, хотя неясный, тесно сплетенного леса, мрачного, величественного, где топор не звучал от века»;

  • тема собственно камня в стихотворениях 1900-х и 1910-х гг., не вошедших в

сборники: «На влажный камень возведенный…», «В изголовьи Черное Распятье…» и т. д.

  • образ храма:

   а) Гоголь: «И потому готическую архитектур нужно употреблять только в церквах и строениях, высоко возносящихся»;

   б) сияние, благость храма:

  Прекрасен храм, купающийся в мире,

  И сорок окон — света торжество;

  На парусах, под куполом, четыре

  Архангела прекраснее всего.

                        («Айя-София»)

   в) храм-корабль:

  И храм, как корабль огромный,

  Несется в пучине веков.

  И парус духа бездомный

  Все ветры изведать готов.

                         («Убиты медью вечерней…»)

   г) мотив вечности — «Паденье — неизменный спутник страха…», «Убиты медью вечерней…»);

   д) разрушенный храм — погубленное чудо:

  Ночь иудейская сгущалася над ним,

  И храм разрушенный угрюмо созидался.

                          («Среди священников левитом молодым…»)

  • оживление зданий — «играет мышцами крестовый легкий свод» («Notre Dame»);
  • образ Невы (гранит победил стихию — воду);

  В огромной комнате тяжелая Нева,

  И голубая кровь струится из гранита.

                           («Я научился вам, блаженные слова…»)

  • образ дерева, природа и камень:

   а) позднее предпочтение камня дереву — «и ныне я не камень, а дерево пою»;

   б) сближение архитектуры и природы, например, через сравнение:

  Я видел озеро, стоявшее отвесно, —

  С разрезанною розой в колесе

  Играли рыбы, дом построив пресный.

                            («Реймс-Лаон»)

  • музыка + архитектура — «в тот вечер не гудел стрельчатый лес органа»
  • изменения в мировоззрении Мандельштама:

   а) «агрессивные» камни:

  Орущих камней государство —

  Армения, Армения!

  Хриплые горы, к оружью зовущая —

  Армения, Армения!

   б) «другие колокольни», другие истины:

  Когда укор колоколов

  Нахлынет с древних колоколен,

  И самый воздух гулом болен,

  И нету ни молитв, ни слов —

  Я уничтожен, заглушен.

   в) статья «Гуманизм и современность» — о современной М. архитектуре:

  • неизбежность новой, социальной культуры и архитектура;
  • угроза социальной архитектуры, враждебность достоинству и свободе человека;
  • идеал, альтернатива «социальной пирамиде» — «свободная игра тяжестей и сил, человеческое общество, задуманное как сложный и дремучий архитектурный лес, где все целесообразно, индивидуально, и каждая частность аукается с громадой»;

   г) стихотворения конца 1930-х — возвращение к теме камня и собора: «Когда, уничтожив набросок…», «И клена зубчатая лапа..» и т. д.

  • принципы изображения:

   а) 3 измерения: «И вот разорваны трех измерений узы и открываются моря!» («Адмиралтейство»); «Строить можно только во имя “трех измерений”, так как они есть условие всякого зодчества» («Утро акмеизма»);

   б) неожиданные сочетания слов: «стрельчатый бор», «дорический ствол».

  1. IV. Архитектурные принципы в поэтической системе Мандельштама:
  • отказ от туманности символистов, главная истина — слово, четкость —

главный принцип: «С презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для

 которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы [акмеисты] вводим готику в отношении слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил ее в музыке» («Утро акмеизма»);

2)  внимание к архитектуре обусловило следующие элементы поэтической системы Мандельштама:

   а) предметность;

   б) логику построения;

   в) монументальность и торжественность;

   г) некий рационализм, противопоставленный импрессионистской зыбкости.

  1. V. Архитектура Мандельштама и мировая культура

1) некоторые стихотворения прямо посвящены произведениям искусства (архитектуры): «Notre Dame», «Айя-София», «Адмиралтейство», «На площадь, выбежав, свободен...»

  • создание зодчего для Мандельштама — всегда образ той или иной эпохи в культуре (Notre Dame — готика);
  • сочетание русской и мировой культуры и архитектуре и искусстве:

  И распластался храм Господень,

  Как легкий крестовик — паук.

  А зодчий не был итальянец,

  Но русский в Риме, — ну, так что ж!

                       «На площадь, выбежав, свободен…»)

  • Памятники архитектуры разных стран и эпох, не только готики: «пустячок пирамид» и «Египетская мощь», Notre Dame и Реймс…
  • Для акмеистов существовал единый литературный мировой текст, каждый

писатель и поэт вписывал свою страницу и оставался в памяти; архитектура — это тоже некий «фильм», по которому тоже можно увидеть историю разных эпох и культур;

Гоголь: «Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего соответственного возвышения».