М.М. КОМПОЗИЦИЯ ЦИКЛА « Пляски смерти»

 

     В цикл  «Пляски смерти» входят пять стихотворений.  Все они связаны единой идеей,  причем  каждое  стихотворение,  с одной стороны,  может  быть  прочитано  как  самостоятельное поэтическое произведение. С другой стороны, все стихотворения объединены   в  цикл,  между  ними  существует определенная смысловая связь, расположение стихотворений, их последовательность тоже не случайны.

     Несколько слов о смысле заглавия  цикла.  Он  входит  в более масштабный цикл третьего тома лирики Блока — «Страшный мир». Смерть, безусловно, является неотъемлемой частью этого мира, даже  атрибутом  его.  Но  какое значение имеет первое слово заглавия   —   «пляски»?   Для   Блока   очень   важна музыкальная стихия,  не  только  песня  или инструментальная музыка, но и танец.    

            Заметим, что  в музыкальном  мире Блока танец и призван выразить стихийность,  иррациональность,  кошмар  бытия,   в цикле «Страшный   мир»   мы   можем   найти   еще  несколько стихотворений-танцев. Видимо,  каждое последующее стихотворение разбираемого  нами  цикла  представляет  собой очередную «пляску», новое проявление этого «страшного мира». Вообще, мотив  безумной  пляски,  движения очень важен в этом цикле. Так,  в первом стихотворении  мертвец  приглашает  на танец; во  втором  стихотворении  обыгрывается  «движение по кругу», в третьем стихотворении  лейтмотивом  тоже  является движение — «согнув скрипучие колена», «привстал», «на другой свалился бок»; в четвертом стихотворении движение становится иррациональным, а  передвигающиеся  предметы  неуловимыми  — «фонари бегут», «тень скользит».    

            Один из  основных  принципов,  который  лежит  в основе построения этого цикла,  —  изображение  единого  «страшного мира», ибо   каждое   последующее   стихотворение   является продолжением предыдущего.   Как   создается   этот    образ? Перечислим основные  мотивы,  черты,  характерные  для всего цикла:

  • «страшный мир»,   населенный   мертвецами,  которые скрываются от других,  они  и  являются  обитателями   этого мира, полностью заполняют его пространство;
  • характерно, что живые спят,  когда не  спят  мертвые (первое стихотворение  —  «...Живые спят.  Мертвец встает из гроба...», третье стихотворение — «Еврей-аптекарь  охает  во сне... Скелет...  чего-то ищет...»).  Весь мир мертв.  Важна тема сна (четвертое стихотворение);
  • еще одна деталь  страшного  мира  —  скелеты, жуткий образ, постоянным  атрибутом  которого   является   звуковой символ — «скрип костей»;
  • у мертвецов нет лица, они безличны,  в сущности,  неважно, кто  скрывается  под  их  маской (безносые женщины» в третьем стихотворении,  в четвертом —  «Шлем  и  перья.  Нет лица. Неподвижность мертвеца»);
  • мир неподвижный (мало глаголов, много номинативных и нераспространенных предложений),  ярче всего это проявляется во втором стихотворении;
  • мир неизменяющийся (каждое стихотворение замкнуто);
  • мир дисгармоничный (дисгармоничны и «пляски», и  сам ритм стихотворений, и ощущения читателя);
  • мир бессмысленный,  в  нем  бессмысленны   все   его составляющие («Он шепчет ей незначащие речи»,  бессмысленный и тусклый свет», «всё это было бы зря, если б не было царя»);                
  • мотив забвения,  чрезвычайно  важный  для  Блока;  в стихотворениях как будто намеренно не  называется  категория памяти;
  • свет — тусклый,  бледный;  время  действия  —  ночь, важная черта — только искусственное освещение, фонари;
  • цвет чаще всего черный, цвет забвения;
  • звук —  нет  музыки,  иногда нет и звуков («насылает тишину», «пусто,  тихо и темно»,  частый звук — лязг костей, который не слышен и живым);    
  • пространство — пустое («пустая улица», «пустыри»).

     Теперь несколько слов  о том, как стихотворения связаны в цикле и как они соотносятся друг с другом:

  • одно стихотворение   переходит   в  другое.  Образы постепенно сменяются.  Второе  стихотворение   заканчивается словами «Аптека.   Улица.   Фонарь»,  третье  начинается  — «Пустая улица. Один огонь в окне...», третье заканчивается — «На улице,  под  фонарем  белесым»,  четвертое  начинается —«...из мрака фонари бегут» и т.д.;
  • второе и  четвертое стихотворения имеют много общего (бессюжетность как  признак  мира,  в  котором   ничего   не изменяется, всё повторяется);
  • первое и третье стихотворения тоже похожи (появляются «реальные» мертвецы, у стихотворений есть сюжет);
  • аптека — она появляется и во  втором,  и  в  третьем стихотворении, но  если во втором стихотворении пространство описывается снаружи,  то в третьем — изнутри. Но существенно эти описания  не  различаются,  всё  равно,  улица  это  или помещение;
  • в первом стихотворении появляются некие «он» и «она», а вслед за ними — тема порочной любви;
  • первое и   четвертое   стихотворения   соединяются посредством слова,  и в той,  и  в другой части цикла  много «низкой» лексики;
  • цикл «замыкается»: первое стихотворение  —  «мертвец встает из гроба и в банк идет»,  пятое стихотворение — «он с далеких пустырей ...  появляется».