М.М. КОМПОЗИЦИЯ ЦИКЛА « Пляски смерти»
В цикл «Пляски смерти» входят пять стихотворений. Все они связаны единой идеей, причем каждое стихотворение, с одной стороны, может быть прочитано как самостоятельное поэтическое произведение. С другой стороны, все стихотворения объединены в цикл, между ними существует определенная смысловая связь, расположение стихотворений, их последовательность тоже не случайны.
Несколько слов о смысле заглавия цикла. Он входит в более масштабный цикл третьего тома лирики Блока — «Страшный мир». Смерть, безусловно, является неотъемлемой частью этого мира, даже атрибутом его. Но какое значение имеет первое слово заглавия — «пляски»? Для Блока очень важна музыкальная стихия, не только песня или инструментальная музыка, но и танец.
Заметим, что в музыкальном мире Блока танец и призван выразить стихийность, иррациональность, кошмар бытия, в цикле «Страшный мир» мы можем найти еще несколько стихотворений-танцев. Видимо, каждое последующее стихотворение разбираемого нами цикла представляет собой очередную «пляску», новое проявление этого «страшного мира». Вообще, мотив безумной пляски, движения очень важен в этом цикле. Так, в первом стихотворении мертвец приглашает на танец; во втором стихотворении обыгрывается «движение по кругу», в третьем стихотворении лейтмотивом тоже является движение — «согнув скрипучие колена», «привстал», «на другой свалился бок»; в четвертом стихотворении движение становится иррациональным, а передвигающиеся предметы неуловимыми — «фонари бегут», «тень скользит».
Один из основных принципов, который лежит в основе построения этого цикла, — изображение единого «страшного мира», ибо каждое последующее стихотворение является продолжением предыдущего. Как создается этот образ? Перечислим основные мотивы, черты, характерные для всего цикла:
- «страшный мир», населенный мертвецами, которые скрываются от других, они и являются обитателями этого мира, полностью заполняют его пространство;
- характерно, что живые спят, когда не спят мертвые (первое стихотворение — «...Живые спят. Мертвец встает из гроба...», третье стихотворение — «Еврей-аптекарь охает во сне... Скелет... чего-то ищет...»). Весь мир мертв. Важна тема сна (четвертое стихотворение);
- еще одна деталь страшного мира — скелеты, жуткий образ, постоянным атрибутом которого является звуковой символ — «скрип костей»;
- у мертвецов нет лица, они безличны, в сущности, неважно, кто скрывается под их маской (безносые женщины» в третьем стихотворении, в четвертом — «Шлем и перья. Нет лица. Неподвижность мертвеца»);
- мир неподвижный (мало глаголов, много номинативных и нераспространенных предложений), ярче всего это проявляется во втором стихотворении;
- мир неизменяющийся (каждое стихотворение замкнуто);
- мир дисгармоничный (дисгармоничны и «пляски», и сам ритм стихотворений, и ощущения читателя);
- мир бессмысленный, в нем бессмысленны все его составляющие («Он шепчет ей незначащие речи», бессмысленный и тусклый свет», «всё это было бы зря, если б не было царя»);
- мотив забвения, чрезвычайно важный для Блока; в стихотворениях как будто намеренно не называется категория памяти;
- свет — тусклый, бледный; время действия — ночь, важная черта — только искусственное освещение, фонари;
- цвет чаще всего черный, цвет забвения;
- звук — нет музыки, иногда нет и звуков («насылает тишину», «пусто, тихо и темно», частый звук — лязг костей, который не слышен и живым);
- пространство — пустое («пустая улица», «пустыри»).
Теперь несколько слов о том, как стихотворения связаны в цикле и как они соотносятся друг с другом:
- одно стихотворение переходит в другое. Образы постепенно сменяются. Второе стихотворение заканчивается словами «Аптека. Улица. Фонарь», третье начинается — «Пустая улица. Один огонь в окне...», третье заканчивается — «На улице, под фонарем белесым», четвертое начинается —«...из мрака фонари бегут» и т.д.;
- второе и четвертое стихотворения имеют много общего (бессюжетность как признак мира, в котором ничего не изменяется, всё повторяется);
- первое и третье стихотворения тоже похожи (появляются «реальные» мертвецы, у стихотворений есть сюжет);
- аптека — она появляется и во втором, и в третьем стихотворении, но если во втором стихотворении пространство описывается снаружи, то в третьем — изнутри. Но существенно эти описания не различаются, всё равно, улица это или помещение;
- в первом стихотворении появляются некие «он» и «она», а вслед за ними — тема порочной любви;
- первое и четвертое стихотворения соединяются посредством слова, и в той, и в другой части цикла много «низкой» лексики;
- цикл «замыкается»: первое стихотворение — «мертвец встает из гроба и в банк идет», пятое стихотворение — «он с далеких пустырей ... появляется».