Музыка в поэзии Блока.
1). Музыка как стихия (см. статью «Стихия и культура»).
2). Связь с предшествующими поэтами, для которых звук значит больше прямого смысла (Верлен, Жуковский, Фет, Ап. Григорьев).
3). Часто музыка — знак гармонии.
4). В первом томе чувство приближения идеала часто сопровождается тем, что лирический герой слышит песню:
А в сердце, замирая, пел
Далекий голос песнь рассвета
(«Я шел к блаженству…»);
И кажется: если бы голос молчал,
Мне было бы трудно дышать...
(«Лениво и тяжело плывут облака...»)
Позже появляется тема невозможности понять песню, тема «души, истерзанной песней». (Звуковая сторона образа Прекрасной Дамы).
5). Романсные, песенные формы в стихах (повторы, например, в стихотворении «Пусть светит месяц — ночь темна» — повторение одного и того же четверостишья в начале и в конце стих-я, повтор есть и в стих-ии «Она молода и прекрасна была...»; анафоры, например, в стихотворении «Там, в полусумраке собора...»
И вдохновительно молчанье ,
И скрыты помыслы твои,
И смутно чуется познанье
И дрожь голубки и змеи.
6). Связь культурного мира с музыкой:
«Ты, Орфей, потерял невесту...»;
Цикл «Кармен».
7). Много стихотворений, связанных с сюжетом опер Вагнера («Так. Неизменно всё, как было...»). Вагнер для Блока — идея о новом искусстве, о человеке-артисте.
8). Много музыкальных реалий в стихах («Песня Офелии», «Гармоника», «Песня Ада», цикл «Арфы и скрипки»).
9). Тема колдовства, заклинания песней.
10). Связь с цыганской темой, темой пьяного разгула:
Визг цыганского напева
Налетел из дальних зал...
(«Из хрустального тумана...»)
11). Время ощущается как гул («Интеллигенция и революция»). Задача художника — услышать гул, привести звуки в гармонию («О назначении поэта»).