Музыка в поэзии Блока.

 

     1). Музыка как стихия (см. статью «Стихия и культура»).

     2). Связь  с предшествующими поэтами,  для которых звук значит больше  прямого  смысла  (Верлен,  Жуковский,  Фет, Ап. Григорьев).

     3). Часто музыка — знак гармонии.

     4). В  первом  томе  чувство  приближения  идеала часто сопровождается тем, что лирический герой слышит песню:

     А в сердце, замирая, пел

     Далекий голос песнь рассвета

                       («Я шел к блаженству…»);

     И кажется: если бы голос молчал,

     Мне было бы трудно дышать...

                 («Лениво и тяжело плывут облака...»)

Позже появляется  тема  невозможности  понять  песню,   тема «души, истерзанной   песней».   (Звуковая   сторона   образа Прекрасной Дамы).

     5). Романсные,  песенные  формы  в   стихах   (повторы, например,  в стихотворении «Пусть светит месяц — ночь темна» — повторение одного и того же четверостишья  в  начале  и  в конце  стих-я,  повтор  есть  и  в  стих-ии  «Она  молода  и прекрасна была...»; анафоры, например, в стихотворении «Там, в полусумраке собора...»

     И вдохновительно молчанье ,

     И скрыты помыслы твои,

     И смутно чуется познанье

     И дрожь голубки и змеи.

     6). Связь культурного мира с музыкой:

     «Ты, Орфей, потерял невесту...»;

     Цикл «Кармен».

     7). Много   стихотворений,  связанных  с  сюжетом  опер Вагнера («Так.  Неизменно всё,  как  было...»).  Вагнер  для Блока — идея о новом искусстве, о человеке-артисте.

     8). Много музыкальных реалий в стихах («Песня  Офелии», «Гармоника», «Песня Ада», цикл «Арфы и скрипки»).

     9). Тема колдовства, заклинания песней.

     10). Связь с цыганской темой, темой пьяного разгула:

     Визг цыганского напева

     Налетел из дальних зал...

                  («Из хрустального тумана...»)

     11). Время   ощущается   как   гул   («Интеллигенция  и революция»). Задача художника — услышать гул, привести звуки в гармонию («О назначении поэта»).