Тема любви в лирике Блока

 

  1. Идея пути, важная для Блока,  отразилась и  на  его восприятии любви.  Любовь  — это долгий путь,  она меняется, преображается, предстает в разных образах и в  конце  концов

достигает небывалых  «размеров» и воплощается в образе Родины, России, приобретая общенациональный,  общенародный характер.

Любовь становится   не  только  личным  делом  поэта,  но  и всемирным. Время,  когда  живет  поэт,   полно   событий   и изменений мирового  масштаба,  поэт,  как выразитель глагола народного, не может оставаться в стороне, в своем внутреннем мире.

  1. 1 том.
  2. «Ante Lucem» — первый сборник, в котором отразилась пора смутных надежд,  романтических  поисков  Идеала.  Стихи этого цикла  —  выражение  личного  духовного  и  жизненного опыта. Пока еще герой  бродит  «во  тьме»,  в «предрассветных сумерках»:

          «Пусть светит месяц — ночь темна,

           Пусть жизнь приносит людям счастье,

           В моей души любви весна

           Не сменит бурного ненастья...»

           «В холодной мгле передрассветной

             Среди толпы блуждаю я...»

     1898 г., определивший  судьбу  Блока:  он встречает свою будущую невесту и жену Л.Д. Менделееву:

           Она молода и прекрасна была

            И чистой мадонной осталась,

            Как зеркало речки спокойной, светла

            как сердце мое разрывалось...

Впервые   появляется   образ  Прекрасной  Дамы  —  чистой, прекрасной, светлой.  В ней,  в земном существе, воплощаются небесные черты.

          Появляется «двоемирие» Блока — мир  земной  и  мир небесный, противопоставление их.  Лирический герой стремится к небесному миру и отталкивает земной:

           «Усталый от дневных блужданий,

             Уйду порой от суеты

             Воспомнить язвы тех страданий,

             Встревожить прежние мечты...»

             «Довольно мне нестись душою

               К ее небесным высотам,

               Где счастье брезжит нам порою,

               Но предназначено не нам».

     Ощущение себя   недостойным   небесного   мира —  только избранным предназначено счастье.  Появляется тема  прошлого, памяти («воспомнить язвы тех страданий»), т.е. герой может погрузиться в прежние мечты,  только уйдя из этого  суетного мира, вне  его.  Земной  мир  не  располагает  к возвышенным мечтам.

       Связь личного  и  общего.  Под  общим подразумевается культурный миф,  ощущение  Блока   причастности   к   мировой культуре. Любовь в культурном мифе:

            «Там, там глубоко под корнями

              Лежат страдания мои,

              Питая вечными слезами,

              Офелия, цветы твои!»

— Тема смерти,  сна. Святое отношение Блока к смерти. Смерть любимого человека  рассматривается  как  счастье,  т.к.  его возлюбленная наконец ушла  от  суетного,  жестокого  мира  в небесный, вечный, прекрасный мир:

     «А я смотрел вокруг без думы, без участья,

       Встречая свысока желавших мне помочь,

       Я чувствовал вверху незыблемое счастье,

       Вокруг себя безжалостную ночь...»

     «Блаженный дух унес твое мученье,

       Блажен утративший создание любви!»

— Появляется  несколько   стихотворений,   связанных   одним именем: Ксении   Садовской,   создается  определенный  набор мотивов:

  1. Тема  страдания,  что  подчеркивает   появление образа города, резко противопоставленного миру влюбленных:

     «Луна проснулась. Город шумный

       Гремит вдали и льет огни,

       Здесь всё так тихо, там безумно,

       Там всё звенит, а мы одни...»

     Появляется неуверенность, сомнения в любви:

     «Но если б пламень этой встречи

       Был пламень вечный и святой,

       Не так лились бы наши встречи,

       Не так звучал бы голос твой!

       Ужель живут еще страданья,

       И счастье может унести?»

  1. Тема лживой, обманчивой любви,  связанной с земным миром: опять появляется образ города:

     «Помнишь ли город тревожный,

       Синюю дымку вдали?

       Этой дорогою ложной

       Молча с тобою мы шли...»

     «Наша любовь обманулась,

       Или стезя увлекла —

       Только во мне шевельнулась

       Синяя города мгла...»

  1. Тема прошлого, былой любви:

     «Шли мы стезею лазурною,

       Только расстались давно...»

     « Хочешь обнять на прощанье?

       Прошлое вспомнить вдвоем?»

  1. Тема разлуки, разных путей двух влюбленных:

     «Сегодня в ночь одной тропою

       Тенями грустными прошли

       Определенные судьбою

       Для разных полюсов земли...»

  1. Тема ошибочной любви в прошлом:

     «Ты не обманешь призрак бледный,

       Давно испытанных страстей...»

     « Молодое —

       Оно прошло — я не найду

       В твоем усталом, но зовущем

       Ненужном призраке — огня».

— важна идея преображения горя,  хаоса и страданий в красоту (влияние «Гамлета» Шекспира):

     «Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета

       Без счастья, без любви, богиня красоты,

       А розы сыпались на бедного поэта,

       И с розами лились, лились его мечты...»

     «Ты умерла, вся в розовом сиянье,

       С цветами на груди, с цветами на кудрях,

       А я стоял в твоем благоуханье,

       С цветами на груди, на голове, в руках...»

     Образ «холодной   богини»,    недоступной.    Появляется обожествление влюбленной:

     «Так ты, холодная богиня,

      Над вечной пламенной душой

      Царишь и властвуешь поныне,

      Как та холодная святыня

      Над вечной пламенной звездой!»

— предчувствия каких-то несчастий:

     «Милый друг! Ты юною душою

      Так чиста!

      Спи пока! Душа моя с тобою,

      Красота!..»

     «Друг тебя от зимних бурь укроет

       Всей душой!»

— появляются  стихи,  написанные  от  лица  женщины.  

— снова появляется тема  смерти,  только  здесь  она имеет несколько балладный характер:  сетования «девы  милой»  на  неверность возлюбленного, который  в  это  время  уже  убит  на  войне, мрачный колорит:

     «Разлучаясь с девой милой,

       Друг, ты клялся мне любить!..

       Уезжая в край постылый,

       Клятву данную хранить!..»

     «Милый воин не вернется,

       Весь одетый в серебро...

       В гробе тяжко колыхнется

       Бант и черное перо...»

— противопоставление любви возвышенной и земной:

     «Твоим страстям

       Готов любовью я ответить,

       Но я нашел чистейший храм,

       какого в жизни мне не встретить...»

     «Во мне неведомая страсть

       Живым огнем небес согрета».

— предпосылки будущего образа Прекрасной Дамы. Она — regina, он —  servus.  Тема  добровольного  рабства,  служения своей возлюбленной:

     «Не призывай. И без призыва

       Приду во храм.

       Склонюсь главою молчаливой

       К твоим ногам...»

     «Порой слуга;порою милый;

       И вечно — раб».

 

— Истинная  любовь  невозможна  в  этом мире,  по-настоящему любить можно в неземном мире:

     «Твой образ чудится невольно

      Среди знакомых пошлых лиц.

      Порой легко, порою больно

      Перед Тобой не падать ниц <...>

      Ты не жила в моем волненьи,

      Но в том родном для нас краю —

      И в одиноком поклоненьи

      Познал я истинность Твою».

— Ощущение недоступности, высоты идеала:

     «Ты была у окна,

      И чиста и нежна,

      Ты царила над шумной толпой.

      Я стоял позабыт

      И толпою сокрыт

      В поклоненьи любви пред тобой».

— Связь несчастной любви со смертью:

     «Я знаю, смерть близка. И ты

      Уже меня не презришь ныне.

      Ты снизойдешь из чистоты

      К моей тоскующей кончине <...>

      Что, если ты найдешь слова,

      И буду в позднем умиленьи

      Я, умирающий едва,

      Взывать о новом воскресеньи?»

— Борьба страсти и долга, плоти и духа:

     «Пора вернуться к прежней битве,

      Воскресни, дух, а плоть усни!»

 

Т.о. «Ante Lucem» — «предрассветные»  блуждания  в  поисках Идеала и прощание с прошлым.

2. «Стихи  о  Прекрасной  Даме» (1901—1902) — следующий этап пути Блока.  Любовь  —  божественное  чувство,  всё   движется любовью, обновление  человеческой  души  в  любви  (традиция Данте —  «Новая  жизнь»).   Ожидание   грядущего   появления «Вечно женственного начала вселенной»,  которому предшествуют тайные знаки,  доступные только избранным (влияние философии В. Соловьева —  воплощение  небесного Идеала в земном:  Дева, Она, заря, Ты). Во всем лирический герой видит свидетельство Ее присутствия,  пока  неявного,  в  окружающем мире.  Самое яркое отражение небесного в земном — любовь к Л. Менделеевой. Любовь Блока к ней — возвышенный «мистический роман».  Т.о., в Прекрасной Даме сочетаются два начала — земное и небесное.

— Ожидание Ее, желание Ее прихода:

     «Я жду — и трепет объемлет новый <...>

      Всё жду призыва, ищу ответа,

      Но странно длится земли молчанье...»

 

     «Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева,

      Закатная, Таинственная Дева.

      И завтра и вчера огнем соедини».

— Противоречивость и нераздельность чувства к Ней:

     «Я понял смысл твоих стремлений —

      Тебе я заслоняю путь.

      Огонь нездешних вожделений

      Вздымает девственную грудь<...>

      Пускай душа неисцелима —

      Благословен прошедший сон».

— Ее отдаление:

     «Всё отлетают сны земные,

      Всё ближе чуждые страны.

      Страны холодные, немые,

      И без любви, и без весны».

— Связь темы любви и темы избранничества:

     «Лишь изредка приносят серафимы

      Священный сон избранникам миров.

      И мнилось мне Российская Венера,

      Тяжелой туникой повита,

      Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,

      В чертах лица — спокойная мечта».

  Ощущение себя избранником.

— Тема темной любви (гадания,  ворожба),  связанной с земным началом в Ней:

     «Одинокий, к тебе прихожу,

      Околдован огнями любви.

      Ты гадаешь. — Меня не зови. —

      Я и сам уж давно ворожу <...>

      Только скоро ль погаснут огни

      Заколдованной темной любви?»

 

     «Я всё гадаю над тобою,

      Но, истомленный ворожбой,

      Смотрю в глаза твои порою

      И вижу пламень роковой».

— Тема предчувствия, ожидания Прекрасной Дамы. Но появляется боязнь не узнать Ее,  когда Она придет.  Та Истина,  которая ждет его,  может  оказаться  для  него,  земного   человека, невозможной, Она  может  явиться  в  неистинном виде или сам лирический герой не разглядит Ее истинное лицо:

     «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

      Всё в облике одном предчувствую Тебя <...>

      Весь горизонт в огне, и близко появленье,

      Но страшно мне: изменишь облик Ты,

      И дерзкое возбудишь подозренье,

      Сменив в конце привычные черты.

      О, как паду — и горестно и низко,

      Не одолев смертельныя мечты!»

— Тема    лирического  героя, недостойного  Прекрасной  Дамы, противопоставление их миров:

     «Не сердись и прости. Ты цветешь одиноко,

      Да и мне не вернуть

      Этих снов золотых, этой веры глубокой...

      Безнадежен мой путь.

      Мыслью сонной цветя, ты блаженствуешь много,

      Ты лазурью сильна.

      Мне — другая и жизнь, и другая дорога,

      И душе — не до сна».

— Тема ухода Идеала:

     «Прощай, мы смотрим на дорогу,

      А вьюга заметает снег.

      Мы возвратимся понемногу

      К безбожной лени прежних лет..».

— Изображение природы как посредника между лирическим героем и Ней:  Она — «над» природой,  он — «под» природой, в земном мире:

     «Перед Тобой синеют без границы

      Моря, поля, и горы, и леса,

      Перекликаются в свободной выси птицы,

      Встает туман, алеют небеса.

      А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,

      Узрев на миг бессмертные черты,

      Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

      Тебя поет. Его не знаешь Ты».

— Вера в Нее, в Ее приход, истинность:

     «Но верю, ты взойдешь, и вспыхнет сумрак алый,

      Смыкая тайный круг, в движеньи запоздалый».

 

     «Над твоей голубою дорогой

      Протянулась зловещая мгла.

      Но с глубокою верою в Бога

      Мне и темная церковь светла».

 

     «Но я верю: Милая — Ты».

— Приближение   чего-то,   пока   еще   неясного,  смутного, ощущается как гул, который слышит только поэт:

     «Но ясно чует слух поэта

      Далекий гул в своем пути».

— Разочарование в Ней:

     «Не пой ты мне и сладостно, и нежно:

      Утратил я давно с юдолью связь.

      Моря души — просторны и безбрежны,

      Погибнет песнь, в безбрежность удалясь.

      Одни слова без песен сердцу ясны.

      Лишь правдой их над сердцем процветешь.

      А песни звук — докучливый и страстный —

      Таит в себе невидимую ложь».

— Тема страсти, безумия перед Ее появлением:

     «Буду я взывать к Тебе: Осанна!

      Сумасшедший, распростерый ниц.

      И тогда, поднявшись выше тлена,

      Ты откроешь Лучезарный Лик.

      И, свободный от земного плена,

      Я пролью всю жизнь в последний крик».

— К  концу  цикла  потеря  невесты  тема конца расставания с прошлым:

     «Мой конец предначертанный близок,

       И война и пожар впереди».

     «Там где было белое зданье,

       Увидишь ты черный смрад…».

     «Ты, Орфей, потерял невесту, —

       Кто шепнул:  «Оглянись?».

     7 ноября  1902  года  —  решительное  объяснение  с  Л. Менделеевой — она  дает  согласие  стать  женой  Блока.  Та, которая была   земным   воплощением   вечной  Женственности, пречистой Девой,  стала его спутницей.  Как  пишет  З. Минц: «“Романтические” потребности  личности,  мистический  идеал  и реальность, внешне,    казалось     бы,     слившиеся,     в действительности именно  после  7  ноября  1902,  вступили  в трагическое для Блока и его невесты противоречие».  С  этого дня происходит  гибель мифа  о воплощении мировой души.  Блок ищет выход из этого положения. Всё его внутреннее состояние, искания, размышления того времени ( 1902—1904) воплотились в цикле под символическим названием «Распутья».

  1. «Распутья»

— поэт теперь охотнее уходит в воспоминания,  прошлое дороже настоящего:

     Ах, давно ли! Со мною, со мною

     Говорили — и меня целовали...

     И не помню — скрою,

     О чем берега шептали — берега шептали..».

— поэт переходит от «сна мечты» к «тяжким  снам  житейского сознанья»:

     «Расцветает красное пламя.

       Неожиданно сны сбылись».

— измена возлюбленной,  появляется  соперник  —  уже  земная любовь, земные отношения:

     «Ты ушла на свиданье с любовником...,

       И, когда он с тобой расстанется.

       Ты признаешься только мне».

     «Возвратилась в полночь. До утра

       Подходила к синим окнам зала.

       Где была? — Ушла и не сказала.

       Неужели мне пора?»

— Тема Ее смерти, ухода:

     «У забытых могил пробивалась трава...

       Этой смертью отшедших, сгоревших до тла,

       Разве Ты не жива? Разве Ты не светла?

       Разве сердце твое не весна?

       Отдаленную жизнью повеяла Ты,

       Пробиваясь могильной травой..».

- появляется тема гибели женщины в этом мире («Из газет»).

- поэт прощается с Прекрасной Дамой, былой любовью, со своим прошлым:

     «Вот он — ряд гробовых ступней.

       И меж нас — никого. Мы вдвоем.

       Спи ты, нежная спутница дней,

       Залитых небывалым лучом.

       Ты покоишься в белом гробу.

       Ты с улыбкой зовешь: не буди...

       Я отпраздновал светлую смерть,

       Прикоснувшись к руке восковой.

       Остальное — бездонная твердь

       Схоронила во мгле голубой.

       Спи — твой отдых никто не прервет.

       Мы — окрай неизвестных дорог.

       Всю ненастную ночь напролет —

        здесь  горит  осиянный   чертог».

3. 2  том.  Стих  «Вступление» — период,  прошедший под знаком Девы, важен для Блока как пройденный  этап  духовного пути:

      «Ты в поля отошла без возврата

       Да святится имя твое!»

    — Любовь связана с русским фольклором, нечистой силой:

     «Вот сидим с тобой на мху

      Посреди болот.

      Третий месяц наверху —

      Искривил свой рот...

      И сидим мы, дурачки, —

      Нежить, немочь вод.

      Зеленеют колпачки

      Задом наперед».

                   Из цикла «Пузыри земли»

— Образ Девы в каком-то фантастическом, колдовском мире:

     «На весеннем пути в теремок

      Перелетный вспорхнул ветерок,

      Прозвенел золотой голосок.

      Постояла она у крыльца

      И поднять не посмела лица...

      Ты, красавица, верно — ко мне!

      Стосковалась в своей тишине!»

     «За корявые пальцы взялась,

      С бородою зеленой сплелась...

      Там венчалась весна с колдуном».

    — Появляется образ русалки, нимфы — холод, темная сила:

     «Прилегла на берег размытый

      Голова русалки больной

      Низко ходят туманные полосы

      Пронизали тень камыша.

      На зеленые длинные волосы

      Упадают листья, шурша».

     «Томной свирелью вечернего дня

      Ускользнувшая нимфа хохочет».

    — Рядом с  темой  любви  появляется такие  эпитеты,  как «красный», «мертвый»,        «яростный»,       «сморщенный», «бесстыдный», «зловещий».  Всё это  признаки  земного  мира, нереальный же — «небеса», «высота», «чистота».

   — Появляется много образов «Чистых дев».  Прекрасная Дама не одна:  «Королевна жила на высокой горе..».,  «Она веселой невестой была..»., «Девушка пела в церковном хоре..». и т.д.

    — Тема  воспоминания  о  прошлой любви:

     «Да. Нас года не изменили.

      Живем и дышим, как тогда,

      И, вспоминая, сохранили

      Те бесконечные года».

     — Противоречивость чувства:

     «Люблю тебя, Ангел-Хранитель, во мгле.

      Во мгле, что со мною всегда на земле.

      За то, что ты светлой невестой была».

     — Тема «мещанской любви»:

     «Но ты гуляешь с прекрасным бантом

      И семечки лущишь,

      Телеграфисту с желтым кантом

      Семечки даришь».

     — Двойственный образ Девы:

     «О жизни, догоревшей в хоре

      На темном клиросе твоем.

      О девы тайной в светлом взоре

      Над осмеянным алтарем...

      О дальней Мэри, светлой Мэри,

      В чьих взорах — свет, в чьих косах — мгла».

     — Любовь как стихия:

     «Твоя гроза меня умчала

      И опрокинула меня.

      И надо мною тихо встала

      Синь умирающего дня».

     — Тема холодности, мертвенности возлюбленной:

     «В серебре росы трава.

      Холодна ты, не жива.

      Слышишь нежные слова?..

      Руки белые твои —

      Две холодные змеи».

     — Тема грубой страсти, позорной любви:

     «И пусть игла твоя вонзиться

      В ладони грубые, когда

      В его руках ты будешь биться,

      Крича от боли и стыда...

      И пусть в угаре страсти грубой

      Он не запомнит, сгоряча,

      Твои откинутые зубы

      Глубоким шрамом вдоль плеча!»

     — Мотив «земной красоты»:

     «Сияли ярко

      И черными змеями

      Распуталась коса».

  1. Цикл «Город»

     — продажная любовь в городе:

     «Пляшут огненные бедра

      Проститутки площадной..».

     «И мгновенно женщина, ночных веселий дочь,

      Бешено ударилась головой о стену..».

     — тема безумной страсти:

     «Вот — на груде горячих камней

      Распростерта не смевшая пасть...

      Грудь раскрыта — и бродит меж темных бровей

      Набежавшая страсть..».

     — образ «незнакомки»,  являющейся и воплощением высокой красоты, и женщиной из мира пьяниц «с глазами  кроликов»,  и лирический герой склонен поверить в последнее:

     «И перья страуса склоненные

      В моем качаются мозгу,

      И очи синие бездонные

      Цветут на дальнем берегу.

      В моей душе лежит сокровище,

      И ключ поручен только мне!

      Ты право, пьяное чудовище!

      Я знаю — истина в вине».

     — отход от символического изображения любви,  стремление к простоте, появление бытовых реалий:

     «Мы встретились с тобою в храме

      И жили в радостном саду,

      Но вот зловонными дворами

      Пошли к проклятью и труду...

      Нет! Счастье — праздная забота,

      Ведь молодость давно прошла.

      Нам скоротает век работа,

      Мне — молоток, тебе — игла».

     — С любовью истинной  связаны  свет,  тишина;  на  фоне пьяного мира появляется тихий, простой образ:

     «Многое миновалось

      И многое будет еще.

      Но никогда не перестанет радоваться сердце

      Тихой радостью

      О том, что вы придете,

      Сядете на этом старом диване

      И скажете простые слова...

      Я люблю ваше тонкое имя,

      Ваши руки и плечи,

      И черный платок».

     Простота подчеркивается еще и тем,  что стихотворение написано белым стихом.

3. «Снежная маска»

     — с  темой  любви связана  стихия,   вьюга,   ветер   и одновременно змеи:

     «И вновь вдыхая, не любя,

      Забытый сон о поцелуях,

      О снежных вьюгах вкруг тебя.

      И ты смеешься дивным смехом,

      Змеишься в чаще золотой,

      И над твоим собольим мехом

      Гуляет ветер голубой».

     «Эй, берегись! Я вся змея!

      Смотри: я миг была твоя и бросила тебя».

     — Тема осмеяния рыцаря его дамой:

     «Подвела мне брови красным,

      Поглядела и сказала: «Я не знала:

      Тоже можешь быть прекрасным,

      Темный рыцарь, ты!»

      И, смеясь, ушла с другим..».

     — Тема рабства, а не служения:

     «Завела, сковала взорами

      И рукою обняла —

      И холодными призорами

      Белой смерти предала...

      И в какой иной обители

      Мне влачиться суждено,

      Если сердце просит гибели,

      Тайно просится на дно?»

     — Образ холодной, снежной Девы:

     «С полей ее холодной ночи

      В мой дух врываются снега

      Но сердце Снежной Девы немо

      И никогда не примет меч,

      Чтобы ремень стального шлема

      Рукою страстною рассечь.

     — Муки любви:

     «И я провел безумный год

      У шлейфа черного. За муки,

      За дни терзаний и невзгод

      Моих волос касались руки,

      Смотрели темные глаза,

      Дышала синяя гроза».

     — Безумная, стихийная любовь (как песня, пляска)

     «И в песне изошла...

     Неверная, лукавая,

     Коварная, — пляши!

     И будь навек отравою

     Растраченной души!

     С ума сойду, сойду с ума,

     Безумствуя, люблю,

     Что вся ты — ночь, и вся ты — тьма,

     И вся ты — во хмелю».

     — Образ  инока. связанный  не   со   служением,   а   с искушением:

     «Никто не скажет — я безумен,

      Поклон мой низок, лик мой строг...

     И кто поймет, и кто узнает,

     Что ты сказала мне: молчи...

     Что воск души блаженной тает

     На ярком пламени свечи..».

     — «Только влюбленный имеет право на звание человека».

     — Культ плотской страсти (связь с романом Гамсуна):

     «Сегодня ночь. Но завтра — сияющий и новый день. Приди

      Бери меня, торжественная страсть

      А завтра я уйду — и запою».

     — Нелюбовь к словам любви:

     «Я не люблю пустого словаря

      Любовных слов и выражений:

      «Ты мой», «Твоя», «Люблю», «Навеки твой».

3 ТОМ

     — Связь образа Музы с образом любимой:

     «Есть в напевах твоих сокровенных

     Роковая о гибели весть...

     Будто ангелов ты низводила,

     Соблазняя своей красотой...

     И коварнее северной ночи,

     И хмельней золотого Аи,

     И любови цыганской короче

     Были страшные ласки твои».

     — Вместо любви — порок:

     «И была роковая отрада

     В попираньи заветных святынь,

     И безумная сердцу услада —

     Эта горькая страсть, как полынь».

      — Связь с Данте — темная страсть («Песнь Ада», «Черная кровь»).

     — Мотив непостоянства, неповторяемости — «На островах»

     — Связь музыки и любви:

     «Где-то пели смычки о любви...

     И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

     Исступленно запели смычки...

     А монисто бренчало, цыганка плясала,

     И визжала заре о любви..».

     Музыка передает настроение лирического героя.

     — Демоническая любовь — «Демон»

     — Тема продажной любви — «Униженные»

     — Разочарование:

     «Да, я был пророком, пока это сердце молилось,

     Молилось и пело тебя, но ведь ты — не царица».

2. «Возмездие»

     — воспоминание о 1-м томе, о прекрасной Даме:

     «О доблестях, о подвигах, о славе

     Я забывал на горестной земле,

     Когда твое лицо в простой оправе

     Передо мной сияло на столе..».

     — Тоска по прошлому, невозможность его в настоящем:

     «Она, как прежде, захотела

     Вдохнуть дыхание свое

     В мое измученное тело

     В мое холодное жилье».

     — Невозможность счастья:

     «Для кого же ты была невинна и горда...

     Все на свете, все на свете знают — «Счастья нет».

     — Тема  гибели  светлого,  прекрасного  начала в темном мире — «Шаги командора».

3. «Ямбы»

      — будущее  —  новый  век,  возвращение к первой любви:

      «Придет весна — над этой новью,

      Вспоенная твоею кровью,

      Созреет новая любовь».

     «И сердце бьется слишком скоро,

     И слишком холодеет кровь,

     Когда за тучкой легкоперой

     Сквозит мне первая любовь..».

4. «Арфы и скрипки»

     — Отождествление страсти и жизни :

     «Их было много. Но одною

     Чертой соединил их я,

     Одной безумной красотою,

     Чье имя: страсть и жизнь моя».

5. «Кармен»

     — сердце — океан,  стихийное начало. Обобщение — сердце не лирического героя, а любого человека:

     «Как океан меняет цвет,

     Когда в нагроможденной туче,

     Вдруг полыхнет мигнувший свет, —

     Так сердце под грозой певучей

     Меняет строй, боясь вдохнуть».

     — Цыганская тема:

     «Ты, как отзвук забытого гимна

     В моей черной и дикой судьбе...

     И твоя одичалая прелесть —

     Как гитара, как бубен весны...

     Дивный голос твой, низкий и странный,

     Славит бурю цыганских страстей».

6. «Соловьиный сад»

     — наваждение, зачарованность героя:

     «В синем сумраке белое платье

     За решеткой мелькает резной.

     Каждый вечер в закатном тумане

     Прохожу мимо этих ворот,

     И она меня, легкая, манит

     И круженьем, и пеньем зовет».

     — Тема забытья, сна:

     «И тихонько задернул я полы,

     Чтоб продлить очарованный сон».

     — тема  одиночества  —  лирический  герой   оказывается ненужным, выпавшим из мира.

7. «Родина»

     Образ Родины сравнивается с Женой:

     «Ты отошла, и я в пустыне..».

     «Россия, нищая Россия,

     Мне судьбы серые твои.

     Твои мне песни ветровые, — как слезы первые любви!

     Тебя жалеть я не умею

     И крест свой бережно несу...

     Какому хочешь чародею

     Отдай разбойную красу».

 

     Таким образом  личное  восприятие   лирическим   героем любви, своей возлюбленной     постепенно    расширяется    до общенационального восприятия образа Родины.