Мы помещаем доклады наших старшеклассников на последних Топалеровских чтениях.
ЯКУНИНА МАРИЯ. «Пространство и время в повести А. Апухтина
“Между смертью и жизнью”»
(тезисы)
Повесть «Между смертью и жизнью» написана в 1892 году и посвящена теме жизни и смерти. Рассказ ведётся от лица умершего, который наблюдает реакцию на его смерть среди родных, знакомых, слуг. Он видит естественное переживание своей жены: «В этом молчаливом взгляде я прочел гораздо больше любви и горя, чем в рыданиях и воплях». Около гроба мы видим брата, который ведет себя по-деловому, в нем нет ни скорби, ни печали; он четко выполняет все, что должен выполнить: составляет и отправляет некролог в «Новое время», приводит гробовщика, заказывает псаломщика. Среди тех, кто пришел проститься с умершим, была служанка Настасья, жалеющая о смерти своего господина. Таким образом, герой видит, как проявляется внутреннее (настоящее, подлинное) отношение к нему самых разных людей, их искренняя скорбь или равнодушие. Героя особенно задевает, что искренние добрые чувства испытывают к нему люди простые, а лица одного с ним круга относились к покойному с брезгливостью, которая могла бы обидеть героя, если бы он смотрел на жизнь глазами обычного человека, а не мёртвого. Произведение перекликается с рассказом Толстого «Смерть Ивана Ильича». Однако разоблачение условностей человеческого общества перед лицом смерти, привычное читателю, не очень важно для автора. Герой повести «Между смертью и жизнью» не только умирает, но и возрождается в новом обличии. В повести отчётливо видны буддийские религиозные идеи о переселении душ и вечности духовного существования. Обращение к таким идеям было не свойственно для русской литературы.
В повести отчётливо прослеживается тема судьбы человека. Герой считает, что ему при рождении были даны определённые задатки будущего характера. Таким образом, задача человека «заключается в том, чтобы осуществить этот характер; всё зло происходит от того, что обстоятельства ставят иногда преграды для такого существования». Герой уверен, что все его дурные поступки произошли от несогласия его характера с той жизнью, которую он вёл.
В повести раскрывается тема фатума. Главный герой считает, что он предчувствовал свою смерть. Однако его жена сделала всё, чтобы он её избежал. В первый раз она умоляла мужа, чтобы он не ездил в холодное время на медвежью охоту, и в последний момент пришла депеша, что охота отменяется, поскольку медведи ушли. В другой раз желание избежать смерти мужа приводит княгиню Зою Борисовну к тому, что она притворилась больной, и герой был вынужден остаться дома не ездить на пикник «с тройками, цыганами и катанием с гор». Таким образом, герою дважды удалось избежать смерти. Однако в третий раз избежать смерти не удалось. Смерть дяди и похороны, на которые нельзя было не ездить, стали тем событием, которое привело героя к смерти. Уже после смерти герой размышляет о том, как протекала его болезнь и подчёркивает, что если он умер 20 февраля, то его жизнь не могла оборваться раньше этот даты, поскольку всё в жизни человека предопределено: «Как добросовестный актёр я доиграл свою роль, не убавив ни одного слова из того, что мне было предписано автором пьесы».
В тексте мы встречаем библейские аллюзии. Так, псаломщик читает псалом 38, где есть такие слова: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». Смысл псалма перекликается с одной из тем произведения — с темой предопределённости человеческой жизни. Библейские аллюзии мы встречаем ещё один раз, когда герой вспомнил путешествие во Францию к графу Ларош-Модену и понял, что он бывал здесь в прежних жизнях. Вслед за этим псаломщик начинает читать 29 псалом. Обращение к Библии здесь не случайно, поскольку слова псалма говорят о вечной жизни души человека, которая славит Господа.
Содержание повести «Между смертью и жизнью» способствует необычной организации пространства. Можно выделить следующие составляющие пространства в повести:
1. Реальный мир. Для самого героя данное пространство замкнуто ( гроб, комната), поскольку герой не может выйти из него.
2. “Ирреальное” пространство. Оно противопоставлено обычному в силу того, что появляется в сознании уже умершего человека и оказывается возможным лишь благодаря бессмертию человеческой души. В своём воображении умерший переносится на юг Франции, где он был когда-то с женой, и оказывается в предместье Ларош-Модена. Пространство ещё сильнее расширяется благодаря воспоминаниям, связанным с каскадом прудов, о которых не знал даже сам граф, но которые существовали на старинных картах.
3. Пространство «будущего». Пространство изменится в самом конце рассказа, поскольку герой вместо гроба окажется во чреве кухарки, родившей его, и останется опять в этом доме, в то время, как тело будет вынесено отсюда навсегда.
Время в повести
1. Настоящее: обусловлено несколькими днями после смерти.
2. Прошедшее: вызванное воспоминаниями жизнью у графа.
3. Время, связанное с теми событиями, которые происходили в этом поместье в другой жизни лирического героя.
Название повести указывает на своеобразие времени и пространства. И смерть, и жизнь, по сути, находятся вне времени и вне пространства. Таким образом, душа героя, как любого человека, принадлежит бесконечности. Его реальная жизнь — это лишь мгновение.